- 2008 Май
- 2008 Август
- 2008 Сентябрь
- 2008 Ноябрь
- 2008 Декабрь
- 2009 Март
- 2009 Май
- 2009 Июль
- 2009 Август
- 2009 Октябрь
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Март
- 2014 Июнь
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Май
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Декабрь
- 2017 Февраль
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2018 Март
02.29 Возвращение в жизнь | |
преподаватель истории Церкви в Открытом православной университете, Москва ПРО «ЛЮДЕЙ И ИНВАЛИДОВ» В одной обычной московской школе проводили урок толерантности. Учительница долго рассказывала, как важно помогать инвалидам, что они такие же люди, как и здоровые, что с ними можно дружить, а потом задала ребятам вопрос: «Как вы относитесь к инвалидам?» Один подросток честно сказал: « У нас в подъезде живет плохо ходящий мальчик, и мы с ним прекрасно общаемся: если он не тронет меня, то и я его не трону». Когда такие дети вырастают, некоторые из них попадают на радио. Они ведут передачи о чем угодно и позволяют себе своеобразно «защитить» людей с ограниченными возможностями. Говоря о проблеме московских парковок, такие подросшие школьники говорят: «Те водители, которые паркуются в неположенных местах, мешают людям и инвалидам». Вот так, походя, проводится черта, и я, взрослый человек с ДЦП и переломом позвоночника, закончивший институт и аспирантуру, работающий журналистом и преподающий студентам историю, становлюсь «человеком второго сорта». Еще один умненький мальчик, только более циничный, делает еще один шаг по этой дороге, и вот уже на радио всерьез обсуждается предложение о том, можно ли уже родившегося младенца убить, если стало понятно, что у него тяжелая форма ДЦП, умственная отсталость или серьезные физические увечья? Вот интересно: если подобный вопрос задать моей маме, которая с детства положила все силы, чтобы я смог сперва ходить, потом учиться и чувствовать себя обычным ребенком, что бы она ответила этому взрослому мальчику с радио? Впрочем, он и так не понимает, что проповедует всего-навсего «обыкновенный фашизм». Вместо слов «неполноценный ребенок» или «несчастные родители инвалидов» давайте поставим слово «еврей», или «женщина», или «пенсионер», то все становится на свои места. В любом обществе, к сожалению, найдутся охотники последовать лозунгу: «Все животные равны, но некоторые из них равнее». Стоит только начать убивать тяжелобольных детей, как «кандидаты» на уничтожение будут появляться в геометрической прогрессии, а потому некоторые темы должны быть закрыты раз и навсегда. Впрочем, давайте поговорим об инвалидах с физическими недостатками, а не о людях с ограниченными возможностями совести. Часто за своей спиной я слышу такое мнение: если ты инвалид, то сиди тихо, с благодарностью получай пенсию и не отравляй наш счастливый мир своим неэстетическим видом. Как ни странно, среди моих знакомых есть люди, которые принимают правила такой игры. Причина этого кроется в одной чудесной евангельской истории. В Иерусалиме возле купели с названием Вифезда 38 лет лежал парализованный человек. Раз в год воды купели возмущал Ангел, и этот калека не успевал первым попасть в воду, чтобы стать здоровым. И вот мимо проходит Господь и спрашивает этого мужчину, хочет ли он быть исцеленным. На первый взгляд, это очень странный вопрос: неужели кто-то хочет оставаться инвалидом, калекой или нищим? Но быть исцеленным для этого паралитика означает в корне поменять свою жизнь. Много лет он лежал возле купели, жил надеждой и имел нищенское, но гарантированное подаяние, а теперь ему придется самому зарабатывать свой кусок хлеба и самому отвечать за свою жизнь безо всяких поблажек. Быть инвалидом иногда очень удобно – во всех своих неудачах можно винить Бога, который создал тебя таким; друзей и девушек, которые тебя не принимают; государство, которое отнимает льготы и платит мизерную пенсию. Это блаженное чувство безответственности, когда я ни за что не отвечаю. Некоторые мои знакомые так и живут в своей болезни и ждут абстрактного чуда. Я знаю, что ответил евангельский паралитик: он круто изменил свою жизнь и стал здоровым. Я и другие инвалиды не можем похвастаться тем, что бегаем, слышим или видим так же, как обычные люди. Но вслед за евангельским исцеленным мы сделали важный шаг – мы отвечаем за свои поступки, работаем, создаем счастливые семьи и в какой-то мере мы перестали быть людьми с ограниченными возможностями. Нам не нужен год, месяц или день «равных возможностей», поскольку мы стремимся строить «жизнь равных возможностей». Быть или не быть инвалидом – зависит от самоощущения человека. Митрополит Антоний Сурожский называет болезнь одним из серьезных кризисов, но этот кризис может человека не только погубить, но и преобразить, открывая бесконечные возможности для преодоления себя, для заботы о своем не совсем здоровом теле. Владыка Антоний в своих беседах не раз говорил, что человеческое тело священно, что оно дано Богом на всю жизнь. Христос не даст мне здоровой плоти, но Он может помочь мне поменять отношение к себе и своему недугу. Мужественно принимая те ограничения, которые даны тебе с рождения либо появились в результате болезни или несчастного случая, можно не только добиться спортивных успехов и вести обычную активную жизнь, но и преодолеть в себе ощущение человека второго сорта. Конечно, далеко не все мы, инвалиды, способны так принимать свои недуги, и поэтому иногда человеку требуется помощь, несмотря на его человеческие недостатки и слабости. Среди нас бывают люди озлобленные и неприятные в общении, но это не повод загонять нас в резервацию. Тем более что на моем месте в любой момент может оказаться здоровый человек: автомобильная авария, неудачное падение с кровати, инфекция – и вот уже колокол звонит по тебе лично, и ты оказываешься в роли человека, которому нужна помощь и диалог на равных. Инвалиды не прилетают с другой планеты: они жили, живут и будут жить рядом с нами. К счастью, в христианстве достоинство и ценность человека не
определяется ни его физическими возможностями, ни уровнем интеллекта.
Великий русский святой преподобный Преподобный Серафим Саровский после нападения на него разбойников также не был физически здоровым человеком, но он помогал и помогает тысячам верующих. В древней Церкви мы тоже можем найти подобные примеры. В IV веке во время Первого Вселенского Собора среди епископов было много исповедников за веру – без рук и ног, с выжженными глазами и изувеченными суставами. Император Константин Великий, как пишет Евсевий Памфил в своей «Церковной истории», лично подходил к ним и целовал их в эти обезображенные части тела в знак преклонения перед их стойкостью и мужеством, а затем эти люди приняли те догматы и каноны, по которым до сих пор живет Православная Церковь. Кто посмеет сказать, что эти люди – святые «второго сорта», так как у них были физические недостатки? Конечно, для многих наших современников и Церковь не указ, и имена этих святых ничего не значат, но каждый человек хочет, чтобы его любили, уважали или хотя бы признавали равным другим людям. Неприязненное отношение к инвалидам – лишь частный случай недостатка любви в каждом из нас. Неспособность понять и принять другого заставляет нас выстраивать барьеры и находить оправдания собственному страху. Страху остаться одному в трудную минуту, не получить поддержки от самых близких людей. Но единственный выход из этого ужаса – слова Христа о том, что нужно поступать с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой. Источник: Журнал «Фома» – март 2010 года Наместник Благовещенского мужского монастыря игумен Александр с детьми-инвалидами и родителями Общественной благотворительной организации «Преодоление» | |
|
Всего комментариев: 0 | |