Сегодня я расскажу вам про инвалидов. Извините, букв много, а фотографий совсем нет.
Второе,
на что обращаешь внимание, выйдя из метро, это большое количество
инвалидов. Инвалидов в штатах очень много. Думаю, в любой части страны,
не только в Сан-Франциско.
Много их не потому, что в Америке их
больше, чем где-нибудь еще в мире. А потому, что американские people
with disabilities имеют возможность передвигаться, подниматься по
лестницам, делать покупки в магазинах и полноценно работать. То есть,
они просто выходят на улице чаще, чем люди с ограниченными
возможностями в других странах.
Кстати, слово invalid в
американским языке считается оскорбительным. Назвать человека в
инвалидной коляске инвалидом все равно что назвать черного нигером.
Поэтому американцы используют нейтральное people with disabilies,
по-русски - люди с ограниченными возможностями. Впрочем, ограниченность
этих возможностей весьма спорна. Думаю, через пару-тройку лет и это
выражение заменят на другое, более толерантое.
На самом деле, инвалидами (можно, я буду их так называть?) в штатах не всегда жилось так "неограниченно".
Закон
о правах инвалидов (Americans with Disabilities Act) был принят лишь в
1990 году. Не просто принят, но и приведен в действие. Людям с
ограниченными возможностями был предоставлен равный доступ ко всем
благам цивилизации. Равное право на работу, на отдых, на образование.
Человек к ограниченными возможностями стал вписываться в любую сферу
жизни.
Первое - свобода передвижения. Пандусами оборудован
абсолютно каждый тротуар. Более того, на пандусах есть резиновые
ребристые покрытия, которые помогают слабовидящим людям узнать, что они
будут пересекать проежую часть. А каждый светофор подает звуковой
сигнал, когда загорается зеленый свет.
В общественном транспорте
(трамваях, троллейбусах, автобусах) есть специальные подъемники,
которые помогают людям на инвалидных колясках заехать в автобус. И,
главное, никто не нервничает - ни водитель, ни пассажиры. Все терпеливо
ждут несколько минут, пока подъемник поможет "принять на борт" человека
в коляске. Не уверена насчет других городов, но в СФ
автобусы\троллейбусы могут еще и мягко "приседать", подравниваясь с
краем остановки. Чтобы пожилым людям не приходилось высоко поднимать
ноги, заходя в автобус. Первые несколько сидений в общественном
транспорте предназначены как раз для пожилых людей или людей с
ограниченными возможностями. Для колясочников первые два сиденья
поднимаются. В освободившееся место можно припарковать свой wheelchair.
Места, в которые нужно опускаться или подниматься (будь то
метро, небоскреб или второй этаж 39-го Пирса), оборудованы лифтами.
Никаких тебе убогих металлических пандусов вдоль лестниц, по которым
невозможно катить даже чемодан.
Как минимум один туалет в
заведении\офисе\другом помещении, где могут появиться люди с
ограниченными возможностями, предназначен для инвалидов. На нем висит
специальный значок. Он длиннее, чем обычная туалетная кабина, в нем
есть специальные металлические перилла. В магазинах достаточно места
для инвалидного скутера (усовершенственной версии инвалидной коляски,
что-то вроде мини- кара).
Таблички в общественных местах
Сан-Франциско написаны не только на трех языках (английском, испанском
и китайском), но и шрифтом Брайля.
Я думаю, не стоит заикаться
о том, что люди с ограниченными возможностями имеют такое же право на
труд, как и другие. Не взять вас на работу только потому, что вы -
инвалид, не могут.
Живя в России, я никогда не думала о том,
насколько на самом деле сложно передвигаться по городу. Впервые я
подумала об этом, когда пересела на велосипед. Во второй раз - когда я
оказалась в московском метро с огромным неподъемным чемоданом. Я
поняла, что если я, здоровая баба с двумя руками и ногами, не в
состоянии спуститься вниз, подняться наверх или просто преодолеть
минимальное препятствие, то о people with disabilities и говорить
нечего. О них нужно забыть, закрыть их в квартирах и не выпускать.
Признаться
честно, я ничего не знаю о социальных льготах и выплатах для инвалидов,
об уровне безработицы среди них и прочих подробностях их жизни...
Однако я знаю то, что я видела. На улицах США очень много людей с
ограниченными возможностями. И, знаете, многие из них выглядели гораздо
счастливее, чем наши инвалиды.