- 2008 Май
- 2008 Август
- 2008 Сентябрь
- 2008 Ноябрь
- 2008 Декабрь
- 2009 Март
- 2009 Май
- 2009 Июль
- 2009 Август
- 2009 Октябрь
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Март
- 2014 Июнь
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Май
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Декабрь
- 2017 Февраль
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2018 Март
22.08 Осторожнее с толерантностью! | |
![]()
Наша любовь к иностранным словечкам часто создает проблемы отнюдь не
лингвистические. В последние десять лет нам полюбилось слово
«толерантность». Дня не проходит, чтобы кто-нибудь не разъяснял нам
важность толерантности. В общем (школьном) образовании это слово стало
едва ли не главным при обсуждении проблем воспитания детей. При этом
мало кто пытается разобраться в смыслах употребления этого слова. В
отношении всех этих явлений стали требовать соблюдения свободы их
существования. То есть рядом с выстраданным в течение веков корпусом
таких свобод, как свобода совести, слова, собраний,
предпринимательства, составлявших существо ценностной системы
либерализма и демократии, начали требовать провозглашения свобод на
грехи. Идея этого вытеснения добродетелей грехами принадлежала
маниакальному ненавистнику капитализма социалисту Антонио Грамши. Он
едва ли не первым понял тупиковость соцреволюций с целью крушения
капитализма и задумал сокрушить его, поразив его сердцевину —
христианско-протестантское учение, которое со времен Мартина Лютера
последовательно обеспечивало интеллектуальную свободу, права человека,
идеи индивидуализма, демократии, рыночной экономики и т. д. Сама идея
терпимости к чужой культуре весьма неопределенна. Например, надо ли
воспитывать терпимость к обычаю каннибализма (людоедства), все еще
сохраняющемуся у некоторых народов Океании? Или к «рабочей этике»
цыганского народа? Или еще покруче — к кровной мести, многоженству,
похищению невест, взятию заложников, рабству, наконец, к массовому
бесправию женщин? Таких вопросов можно задать очень много, тем более
что они отражают реально происходящую у нас жизнь. Когда в России говорят об уважении к чужой культуре,
возникает много очень непростых вопросов. Например, мы собираемся
воспитывать в детях уважение к российской культуре в целом и к русской
в частности или только к культурам всех остальных народов? Вообще,
ставя толерантно-культурную задачу, мы дали себе отчет в том, что такое
культура российская, есть ли она? Или такой культуры нет, а есть
«многонациональность», «многоконфессиональность» и все эти «много-»
принадлежат к разным культурам, среди которых собственно русская
культура толерантности к себе вовсе не требует? Хотя, впрочем, вопрос о
том, что именно стоит терпеть в русской культуре, а что терпеть не
следует, более чем актуален. Идея интеграции и инклюзии таких детей в
нормальную, полноценную среду на практике сталкивается более чем часто
с брезгливостью этой среды (включая учителей, родителей и детей) по
отношению к таким детям. Вот где мало паханное поле для воспитания
толерантности. Или все-таки милосердности? Научить ребенка жить так,
чтобы человек человеку был в радость, — это не толерантность, а
требование любви к ближнему (десятая заповедь). В самом конце: слово «толерантность» несет в себе сразу два смысла. Второй (!) и всем очевидный — это чья-то терпимость (недопущение агрессивной реакции) в отношении чего-то или кого-то. Но первый смысл, почему-то скрытый от нас, — это наше несогласие с чем-то или с кем-то. Эти смыслы вместе не есть компромисс. Они указывают лишь на то, что субъекты мнений находятся в инверсивном соотношении этих мнений — одно мнение исключает другое (т. е. одно мнение с одним знаком, другое с противоположным). Один и второй остаются при своих мнениях, не признают другого, но оба проявляют терпимость. Или все-таки сдержанность? Автор: Лев Любимов | |
|
Всего комментариев: 0 | |