Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
ОТОБРАЗИТЬ НА
Вход на сайт
Поиск
Архив записей
- 2008 Май
- 2008 Август
- 2008 Сентябрь
- 2008 Ноябрь
- 2008 Декабрь
- 2009 Март
- 2009 Май
- 2009 Июль
- 2009 Август
- 2009 Октябрь
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Март
- 2014 Июнь
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Май
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Декабрь
- 2017 Февраль
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2018 Март
Главная » 2010 Июль 21 » Малофеев: школа должна учить ребенка-инвалида быть независимым
03.16 Малофеев: школа должна учить ребенка-инвалида быть независимым | |
В советские годы основным подходом к обучению
детей-инвалидов в спецшколах было трудовое воспитание. Что изменилось за
последние 20 лет и чему сегодня нужно учить детей с нарушениями здоровья, об
этом в интервью РИА Новости рассказывает директор Института коррекционной
педагогики РАО Николай Малофеев. - Николай Николаевич, как и почему менялись системы образования детей-инвалидов в разных странах в последние десятилетия? - На протяжении ХХ столетия специальная школа менялась, ориентируясь на требования рынка труда. Наиболее отчетливо это происходило в СССР и Германии – странах, чьи государственные системы специального образования ставили своей целью "производство полезных членов общества". Принимая все расходы по содержанию спецшкол на себя, государство заботились, чтобы их выпускники были способны впоследствии возвратить деньги в казну. Потому-то столько внимания и в Германии, и у нас уделялось урокам труда, допрофессиональной подготовке. Молодой человек с интеллектуальными проблемами после школы мог рассчитывать получить место, на которое не шли его нормально развитые сверстники, как правило, это был малоквалифицированный труд. К концу 1970-х годов в странах благоденствия спрос на неквалифицированный труд резко упал, да и нанимать на него предпочли иммигрантов. Ниши на рынке труда, под которые спецшкола прежде готовила своих подопечных, исчезли. Цели и смыслы обучения детей с недостатками умственного развития и прочими нарушениями пересматриваются, такого ребенка перестают "натаскивать" на овладение несложными трудовыми операциями. Отныне основная задача - давать ему социальные навыки, обеспечивать эмоциональное развитие. - Как должно строиться обучение в спецшколе в таком случае? - Необходимы иные образовательные стандарты и учебники. Нет смысла мучить умственно отсталого ребенка усвоением знаний, которыми во взрослой жизни он никогда не воспользуется. Целью образования детей с отклонениями в здоровье, в наиболее общем смысле, является введение их в культуру – они по разным причинам выпадают из образовательного пространства, но остается культура. Культура в данном случае понимается нами как система ценностей (частных, семейных, государственных). Взрослея и присваивая эти ценности, ребенок сможет реализовать свои личные устремления. Он научится брать на себя посильную ответственность за близких, занимать активную жизненную позицию в обществе. По заказу Минобрнауки РФ наш институт разрабатывает специальный федеральный государственный стандарт. Он должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование детей с отклонениями. - Каким должен быть этот стандарт? - Предложенная Институтом концепция подразумевает несколько целей. Во-первых, стандарт должен гарантировать введение в образовательное пространство всех детей вне зависимости от тяжести их проблем и, таким образом, исключить саму возможность определения ребенка как "необучаемого". Во-вторых, стандарт должен гарантировать не только получение образования детям с тяжелыми нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание им специальной помощи, если они способны обучаться в условиях массовой школы. Соответственно в предлагаемой концепции разработаны четыре варианта специального стандарта, впервые включающие как ее отдельный вариант - формы систематической специальной поддержки ребенка, получающего цензовое начальное образование в среде своих здоровых сверстников в те же календарные сроки. В-третьих, для ребенка, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активным, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни. - Развивает ли социальные навыки инклюзивное обучение? В последние годы это считается ведущей тенденцией… - Да, но инклюзия показана не всем. Для многих её синонимом является волшебное слово "пандус" - но не каждому, кто сидит в инвалидном кресле, достаточно организовать физический доступ в обычную школу, чтобы он мог успешно там учиться. Интеграция, инклюзия – это ведущая тенденция развития образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Мы должны стремиться к созданию условий, чтобы такие дети, подростки, студенты – если они способны, если они хотят – имели возможность посещать обычные (от детского сада до вуза) образовательные учреждения. Тем не менее, не следует закрывать хорошо зарекомендовавшие себя специальные детские сады и школы. Конечно, я говорю об учреждениях шаговой доступности. Не дело, когда ребенок-инвалид изымается из семьи и направляется в учреждение, находящееся от его дома в десятках, а то и сотнях километров. Что касается формирования социальных навыков, на мой взгляд, дело не в месте обучения, а в соответствующем возможностям ребенка стандарте и квалификации педагогов. Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости
| |
|
Всего комментариев: 0 | |