В
ближайшие годы России предстоит интегрироваться в мировое
цивилизованное сообщество в области защиты прав инвалидов. Однако пока
государственные деятели думают о том, где изыскать средства на
реализацию этого процесса, железнодорожники по собственной инициативе
делают первые шаги в данном направлении.
В сентябре 2008 года Россия подписала Конвенцию ООН
о правах инвалидов, которая предусматривает в качестве государственного
обязательства создание безбарьерной среды для людей с ограниченными
физическими возможностями, чтобы они могли вести нормальную,
полноценную жизнь наравне со здоровыми. В настоящее время идёт
подготовка к ратификации этого документа. Также в соответствии с
посланием президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию
Минздравсоцразвития при участии причастных министерств и ведомств
разработало проект государственной программы «Доступная среда» на
2011–2015 годы, которая должна заложить основы нового подхода к
формированию жизненного пространства для инвалидов и маломобильных
групп населения.
Права есть – возможностей нет
В своих поручениях президент особо обратил внимание
правительства и руководителей регионов на проблемы в сфере
общественного транспорта и необходимость его обновления с учётом
потребностей инвалидов, так как его доступность позволит значительно
улучшить качество жизни этой категории граждан. Пока же реальность
такова. Более 9 % от числа всего населения России, или 13 млн её
жителей – это инвалиды, еще 35–40 млн человек относятся к маломобильным
группам граждан (малолетние дети, пожилые люди, беременные женщины и
т.д.), но транспорт и транспортная инфраструктура страны практически не
учитывают их потребности. Таким образом, более трети населения
испытывают трудности в передвижении.
– Транспортная инфраструктура в нашей стране до сих
пор остаётся для инвалидов недоступной даже вопреки нормам Конституции,
тем самым нарушаются права людей с ограниченными возможностями, –
говорит депутат Государственной думы, сопредседатель Межфракционного
депутатского объединения по делам инвалидов Валерий Селезнёв. –
Несмотря на задачи, поставленные в государственной стратегии по
обеспечению доступности пассажирского транспорта к 2030 году для
маломобильных групп населения на 90%, в ныне действующей Федеральной
целевой программе развития транспортной системы страны на 2010–2015
годы нет даже специального раздела, не говоря уже о плане мероприятий
по адаптации транспортной инфраструктуры к нуждам инвалидов.
Технические регламенты и стандарты по транспорту и транспортной
инфраструктуре во многом несовершенны и не отвечают современным
требованиям, так как в полной мере не учитывают потребности людей с
ограниченными возможностями. Кроме того, слабо определена мера
ответственности за несоблюдение требований по организации
беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспорта.
На практике это выливается в то, что инвалиды
практически лишены возможности передвигаться самостоятельно,
путешествовать и полноценно участвовать в общественной жизни.
Доходит до абсурда. Сопредседатель межфракционного
депутатского объединения по делам инвалидов Госдумы, вице-президент
Всероссийского общества слепых Олег Смолин рассказал о том, что до сих
пор нередки случаи, когда людей с инвалидностью не пускают в самолёт!
«Я рад тому, что хотя бы на железных дорогах не бывает таких проблем, –
признался эксперт. – Но есть другие, когда, например, даже при наличии
свободных мест инвалидам по зрению отказываются продавать билеты в
специализированные купе для инвалидов. Мне представляется, что это
неправильно, пусть не колясочник, но человек с ослабленным или
отсутствующим зрением – особая, уязвимая категория пассажира, часто
вынужденная ехать с сопровождающим. Почему не пойти ему навстречу?»
Большой плюс в конкурентной борьбе
В соответствии с программой «Доступная среда»
планируется внести изменения в ряд федеральных законов, в том числе ФЗ
№17 «О железнодорожном транспорте в РФ».
Реализация программы будет проходить в два этапа.
Первый – подготовительный – пройдёт в 2011–2012 годах. В течение
второго (2013–2015 годы) должны быть реализованы мероприятия
практического характера. Это модернизация подвижного состава
пассажирского транспорта: установка аппарелей, подъёмников, мест
крепления колясок, автоматических звуко- и светозвуковых информаторов,
монтаж на остановочных пунктах и в вагонах пригородного
железнодорожного транспорта систем синхронной, речевой и текстовой
информации, пандусов, тактильных и контрастных поверхностей.
Кроме того, планируется обустройство для нужд
инвалидов железнодорожных вокзалов, аэропортов, морских и речных
портов. В том числе предполагающее установку специализированных
таксофонов для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата,
указателей со световой и звуковой информацией для лиц с потерей слуха и
зрения, оборудование специализированных касс, мест в залах ожидания,
кабин в общественных туалетах, пешеходных и транспортных коммуникаций,
остановок, станций и вокзалов общественного пассажирского транспорта
светозвуковой и тактильной информацией.
Наряду с этим ОАО «РЖД», не дожидаясь специальных
директив, самостоятельно приступило к созданию условий для
маломобильных граждан. Более того, оно рассматривает это не только как
жест доброй воли и социальной поддержки населения, но и как инструмент
повышения конкурентоспособности транспортной инфраструктуры за счёт
создания современных пересадочных узлов.
«Современный вокзал всё дальше уходит от понятия
«перрон плюс зал ожидания» – теперь это общественно-деловой центр,
ключевой транспортно-пересадочный узел и важнейшая часть городской
среды, – говорит генеральный директор ОАО «РЖД-Развитие вокзалов»
Михаил Грудинин. – С этой точки зрения принципиальным для нас является
реальное закладывание в проектную документацию решений по созданию этой
среды. Ещё два года назад ОАО «РЖД» утвердило концепцию эффективного
развития и модернизации вокзалов, базирующуюся на этом подходе, где
предусмотрены конкретные меры для того, чтобы сделать городскую
транспортную среду доступной для инвалидов. То есть ОАО «РЖД» в
буквальном смысле – локомотив, который в этой ситуации прокладывает
путь и создаёт прецедент для остальных монополий».
Свой 20-летний опыт в оборудовании вокзала для нужд
инвалидов в качестве взаимопомощи, стратегического партнёрства
предлагает концерн Deutsche Bahn.
– Мы выделили три группы совершенно конкретных
предложений в области сервиса, универсального дизайна и навигации, –
говорит исполнительный директор представительства Deutsche Bahn в
России Сергей Замятин. – К сервису относится то, что персонал должен
быть специальным образом обучен и уметь реагировать правильно,
адекватно на людей с ограниченными физическими возможностями,
предоставлять им определённые стандартные услуги, а не удивляться
каждый раз, что надо оказать какую-то локальную помощь.
Универсальный дизайн – это в первую очередь
свободный доступ всех категорий граждан ко всем функциональным зонам
вокзала, подъёмники, пандусы и эскалаторы, специализированные туалеты,
интуитивная, понятная и унифицированная система навигации. И, конечно,
средства и условия безопасности: если произошла чрезвычайная ситуация,
то шансы быть спасёнными должны быть у всех равны.
По мнению эксперта, вокзалам выгодно быть удобными
для инвалидов. Доступные билетные кассы, телефонные аппараты, банкоматы
– это ещё и дополнительное звено в коммерциализации, поскольку позволит
привлечь те самые 9% населения, которые сейчас не могут активно
участвовать в общественной жизни, то есть не покупают какие-то услуги.
Многие из этих решений реализованы на пилотном проекте –
модернизированном Курском вокзале в Москве, а вскоре появятся и ещё на
нескольких в зоне столичного узла.
Кто заплатит за удобства
Однако в ДЖВ более 340 вокзалов, и все надо модернизировать с учётом современных требований.
«Вопрос в том, каким образом в рамках нашего бюджета
мы можем рассматривать реализацию необходимых программ, – говорит
Михаил Грудинин. – И здесь необходим элемент государственно-частного
партнёрства. ДЖВ пытается создать целую госпрограмму с
Минрегионразвития именно по вокзальной составляющей, потому что
транспортная инфраструктура в России действительно слабо представляется
без современного многофункционального вокзала. Кстати, со слов министра
экономики, три процента ВВП страна сегодня теряет именно из-за низкого
качества транспортной инфраструктуры».
С точки зрения Сергея Замятина, для установки
какого-то дорогого подъёмника или лифта, может быть, действительно нет
денег или спонсора, хотя и об этом следует говорить в ближайшем
временном приближении. Но в то же время табличку, которая стоит,
скажем, 50 руб., уже можно поставить и завтра.
– Мы хотели бы поблагодарить ОАО «РЖД» за участие и
активную позицию по данному вопросу, – говорит Галина Селиванова,
начальник отдела методологии, разработки и реализации программы
«Социальная защита инвалидов» департамента по делам инвалидов
Минздравсоцразвития. – И мы фактически согласны, что данная работа
требует колоссальных финансовых вливаний. Да, государственная программа
«Доступная среда» – это мощный финансовый инструмент. В ней
предусмотрено частичное финансирование мероприятий за счёт средств
федерального и региональных бюджетов, но, к сожалению, только за счёт
бюджетных средств реализовать все направления по формированию
«Доступной среды» в России пока не представляется возможным.
Поэтому, по словам эксперта, форму
государственно-частного партнёрства с участием ОАО «РЖД» надо сегодня в
органах госвласти обсуждать. «Вероятно, это может найти отражение при
совместном обсуждении Минздравсоцразвития с Минтрансом в процессе
доработки проекта государственной программы «Доступная среда», –
считает Галина Селиванова.
По мнению Валерия Селезнёва, программы обеспечения
доступности железнодорожного транспорта и инфраструктуры для инвалидов
и маломобильных групп граждан являются не дополнительными финансовыми
обязательствами государства, а неотъемлемой составной частью единой
социально-экономической политики.
Проблема транспортной доступности для инвалидов
обсуждается на различных уровнях государственной власти. Недавно по
результатам дискуссий председатель комитета Госдумы по транспорту
Сергей Шишкарёв направил рекомендации ряду государственных органов и
ведомств. Так, правительству и в проекте государственной программы
«Доступная среда на 2011–2015 годы» рекомендуется закрепить перечень
объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры,
приспособление которых к особенностям инвалидов осуществляется за счёт
средств государственной программы, с включением в него объектов
железнодорожной инфраструктуры. При этом органам власти регионов
предлагается проработать вопрос о развитии договорных отношений с ОАО
«РЖД» и его дочерними компаниями по вопросу долевого участия в
модернизации вокзалов и прилегающих к ним территорий, а также включить
в целевые и ведомственные программы субъектов Федерации мероприятия по
участию в решении вопросов доступности объектов железнодорожной
инфраструктуры для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Фото: www.gudok.ru
Газета «Гудок» |