- 2008 Май
- 2008 Август
- 2008 Сентябрь
- 2008 Ноябрь
- 2008 Декабрь
- 2009 Март
- 2009 Май
- 2009 Июль
- 2009 Август
- 2009 Октябрь
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Март
- 2014 Июнь
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Май
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Декабрь
- 2017 Февраль
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2018 Март
23.47 О льготах инвалидам по оплате жилого помещения | |
В соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда). Введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации изменило содержание понятия «в домах государственного или муниципального жилищного фонда», существенно ограничив этим категорию инвалидов, имеющих право на получение скидки на оплату жилого помещения. Верховным Судом Российской Федерации в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года» от 04.03.2009 года и 25.03.2009 года дано разъяснение, что «граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют». Руководствуясь данным разъяснением Верховного Суда Российской Федерации, в Калининградской области и других регионах РФ сложилась правоприменительная практика отказов в предоставлении льготы по оплате жилого помещения инвалидам, проживающим в приватизированных квартирах в многоквартирных домах. Таким образом, государственной поддержки по оплате жилья лишены инвалиды, являющиеся собственниками жилых помещений, что, по мнению Уполномоченного по правам человека, ставит их в неравное положение по сравнению с инвалидами, проживающими в муниципальных, государственных квартирах. На момент приватизации своих квартир и на протяжении многих лет после приватизации инвалиды пользовались вышеуказанной льготой, не предполагая о том, что впоследствии она может быть отменена государством. Согласно нормам Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ о недопустимости действий, ведущих к ухудшению ранее установленных социальных гарантий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в приватизированных квартирах, должны сохранить право на получение льгот по оплате жилого по¬ме¬щения вне зависимости то того, приватизировано оно или нет. Кроме того, в соответствии с п. 4 постановления Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 года № 1542-1 «О введении в действие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР”» скидку на оплату жилого помещения необходимо предоставлять тем инвалидам, проживающим в частном жилищном фонде, которые имели эту льготу до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая острую социальную незащищенность данной категории, которая нуждается в особом внимании со стороны государства, исключение инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов (в случае их проживания в приватизированных жилых помещениях и жилых помещениях, находящихся в собственности), из категорий лиц, пользующихся правом на меры социальной поддержки по плате за жилое помещение, способствует резкому снижению их уровня жизни, особенно в период экономического кризиса. Уполномоченный по правам человека в Калининградской области с 2008 года обращала внимание органов государственной власти Калининградской области, Российской Федерации на необходимость решения данной проблемы нарушения прав инвалидов. Уполномоченным предлагалось внести поправки в ч. 13 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с целью обеспечения равенства прав и возможностей инвалидов, независимо от того, к какой форме собственности относятся их жилые помещения, с целью устранения имеющейся несправедливости по отношению к инвалидам и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов. Данная проблема неоднократно озвучивалась Уполномоченным по правам человека в Калининградской области на заседаниях Калининградской областной Думы, Правительства Калининградской области, Общественной палаты Калининградской области, на мероприятиях с участием государственных органов Калининградской области и Российской Федерации, общественных организаций Калининградской области. Информация с изложением мнения Уполномоченного по правам человека в Калининградской области представлялась в Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе, в прокуратуру Калининградской области. Уполномоченным направлено обращение по данному вопросу в Государственную Думу Российской Федерации, в Комитет Государственной Думы РФ по труду и социальной политике, Правительство Российской Федерации, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ, в Совет при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов с целью разрешения данной проблемы на федеральном уровне. По инициативе Уполномоченного по правам человека в Калининградской области данный вопрос рассматривался на Координационном совете Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, соответствующее обращение было подготовлено и направлено от имени российских Уполномоченных по правам человека в органы государственной власти Российской Федерации. Данный вопрос рассматривался также на встрече Уполномочен¬ных по правам человека в субъектах Российской Федерации с Министром регионального развития РФ В. Ф. Басаргиным, высказавшимся о необходимости устранения неравенства прав граждан, принадлежащих к одной льготной категории. В настоящее время, согласно письму заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А. Д. Жукова от 2 июня 2009 года №АЖ-П12-3039, федеральным органам исполнительной власти дано поручение проработать данный вопрос при подготовке Закона о федеральном бюджете на 2011 и 2012 го¬ды. 20 августа 2009 года Калининградской областной Думой был принят Закон Калининградской области «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Закон регулирует предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей Калининградской области, имеющим право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Фактически вышеуказанным Законом предусмотрена замена натуральных льгот на денежную компенсацию инвалидам и др. категориям граждан, имеющим право на федеральные льготы. Закон вступил в силу с 1 января 2010 года. Вышеуказанный Закон Калининградской области соответствует принятому в августе 2004 года Государственной Думой РФ Федеральному закону №122-ФЗ, направленному на замену натуральных льгот, предоставляемых определенным категориям граждан, денежными компенсациями. Постановлением Правительства Калининградской области от 24.12.2009 N 818 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» утвержден «Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области". Согласно Порядку предоставление компенсации осуществляется за истекший месяц, в котором Гражданину предоставлены жилищно-коммунальные услуги. Компенсация назначается при предоставлении и начислении оплаты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, подтвержденные справкой органа, осуществляющего предоставление указанных мер социальной поддержки или выплат. По мнению Уполномоченного, реализация Федерального закона №122-ФЗ о монетизации льгот идет вразрез со ст. 55 Конституции РФ, запрещающей принятие законов, умаляющих права и свободы человека, что противоречит Конституции Российской Федерации, преамбуле Закона №122-ФЗ, в которой говорится, что «при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств». И далее по тексту: «... нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для ущемления прав и законных интересов человека и гражданина». Уполномоченный по правам человека в Калининградской области считает, что право выбора — деньги или льготы — должно быть предоставлено гражданину, а не чиновникам. Мнение Уполномоченного по правам человека в Калининградской области по данному вопросу также высказывалось на заседаниях Калининградской областной Думы, Правительства Калининградской области, было представлено в ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2009 год, информация представлялась в Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе. Мнение Уполномоченного по правам человека в Калининградской области нашло поддержку в прокуратуре Калининградской области. В феврале 2010 года прокуратурой в адрес Губернатора Калининградской области направлен протест с требованием приведения постановления Правительства Калининградской области №818 от 24.12.2009 года «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» утвержден «Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области". Так как требования, изложенные в протесте не были исполнены, в июле 2010 года прокурор Калининградской области обратился в Калининградский областной суд с заявлением о признании недействующими положений Закона Калининградской области от 20 августа 2009 года №372 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», постановления Правительства Калининградской области №818 от 24.12.2009 года «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». Решением Калининградского областного суда от 20.07.2010 года заявление прокурора Калининградской области оставлено без удовлетворения. В настоящее время прокурором Калининградской области внесено кассационное представление на вышеуказанное судебное решение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации. Консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Ларина Светлана Юрьевна р.т.599-551 | |
|
Всего комментариев: 0 | |