По
данным ООН, количество людей с психическими и физическими нарушениями
составляют 1/10 часть всего населения нашей планеты. Данные Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число это
достигает 13% и тенденции к уменьшению не наблюдается. Поэтому вопрос
максимально возможной реабилитации людей с инвалидностью стоит во всех
странах мира. Под реабилитацией мы понимаем помощь индивиду в
достижении максимальной физической, психической, социальной и
экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках
существующего заболевания, направление его на такие виды социальной
активности, которые в наибольшей степени будут способствовать
удовлетворению всех его потребностей.
С 1950-х годов в мире начала развиваться концепция
интеграции инвалидов в обычное общество, и особый упор был сделан на
создание доступной среды, возможность получения образования и
профессиональной подготовки. Конвенция о правах инвалидов, принятая
Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3
мая 2008 года, стала базовым документом в этой области. Одновременно с
Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный Протокол к ней. По
состоянию на начало июля 2010 года 87 государств являются участниками
Конвенции, 54 – участниками Факультативного Протокола. Со вступлением в
силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов – орган надзора
за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады
государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие
рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции
государствами-участниками Протокола.
В Украине Конвенция и Факультативный протокол
вступили в силу 6 марта 2010 г. У нас в стране права инвалидов были
закреплены в законе «Про реабилитацию инвалидов в Украине» от
06.10.2005 г. и других правовых документах. Существуют определённые
возможности для инвалидов и детей-инвалидов получать образование.
У нас в стране существует система учебных заведений
по обучению инвалидов. Прежде всего, это интернаты, где обучение,
проживание и питание для инвалидов бесплатные. Таких интернатов в
Украине шесть.
Харьковский учётно-экономический техникум-интернат
принимает инвалидов 1-й, 2-й и 3-й групп без возрастных ограничений.
Дневная форма обучения на базе 9 классов здесь проходит 2 года 10
месяцев, на базе 11 классов и заочная – 1 год 10 месяцев.
Черниговский юридический колледж принимает выпускников 9-х классов, срок обучения – 2 года 5 месяцев.
Житомирский технический лицей-интернат принимает
инвалидов 2-й и 3-й групп со сроком обучения 3 года на базе 11 классов.
На специальность «оператор вычислительных машин» – 2 года.
Каменец-Подольский планово-экономический техникум –
интернат принимает на стационарное обучение инвалидов 2-й и 3-й групп
по специальностям «бухгалтерский учёт, аудит», «экономика предприятий»
на базе 9-11 классов.
Луганское профтехучилище – интернат принимает без
экзаменов инвалидов 2-й и 3-й групп в возрасте от 15 до 35 лет на
специальности «пошив мужской и женской верхней одежды и обуви» со
сроком обучения 3 года.
Самборское профтехучилище – интернат принимает
15-25-летних инвалидов 2-й и 3-й групп без экзаменов на специальность
«швея» на базе 9-ти классов.
Инвалиды с дефектами зрения могут получить
образование в Киевском государственном техникуме легкой промышленности
по профессии «швейное производство», в Медицинской школе при Дарницком
медицинском объединении (Киев) и Геническом медицинском училище
Херсонской области по профессии «массажист».
Инвалидов с дефектами слуха ждут различные учебные
заведения по всей Украине с большим спектром профессий, по которым
возможно обучение:
– Национальный технический университет Украины
«Киевский политехнический институт» (инженерная механика, технология
машиностроения), Киевский национальный университет технологий и дизайна
(экономика предприятия);
– Национальная металлургическая академия Украины (экономическая кибернетика);
– Донецкий техникум промышленной автоматики (обслуживание компьютерных и интеллектуальных сетей);
– Одесское ПТУ № 35 (швея);
– Киевский государственный колледж эстрадно-циркового искусства (артист цирка, артист эстрады);
– Украинский государственный лесотехнический университет (технология деревообработки);
– Ужгородский колледж искусств имени А. М. Эрдели (керамика, художественная обработка дерева, художественная обработка металла);
– Всеукраинский центр профреабилитации инвалидов расположен недалеко от
Киева – на базе санатория «Лютеж». Здесь обучают таким профессиям:
– оператор компьютерного набора – 5 месяцев обучения на базе среднего или профтехобразования;
– секретарь руководителя – 5 месяцев обучения на базе среднего, среднетехнического образования или образования без стажа работы;
– социальный работник – 10 месяцев;
– вышивальщица – 10 месяцев;
– швея – 10 месяцев;
– пчеловод – 5 месяцев;
– парикмахер – 5 месяцев;
– слесарь по ремонту автомобиля І–ІІ разрядов – 5 месяцев;
– обувщик по ремонту обуви – 3,5 месяца обучения.
Выпускникам выдают свидетельство государственного
образца. В Центр принимают инвалидов І-III групп трудоспособного
возраста. Документы и заявление о зачислении необходимо подать в Центр
социальной защиты по месту проживания.
Кроме того, возможно обучение в Винницком Межрегиональном Центре «Поділля» по специальностям:
– продавец продовольственных товаров, маникюрщица,
оператор компьютерного набора, обувщик по ремонту обуви, оператор
котельной, конторский служащий, швея, плиточник-облицовщик,
парикмахер-модельер, флорист-озеленитель, бармен-буфетчик, кондитер,
маляр-штукатур, обувщик по индивидуальному пошиву обуви, кассир банка,
портной. Срок обучения – от 3 до 8 месяцев.
В Евпатории действует Межрегиональный Центр
трудовой, медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов
«Приморье». Здесь можно стать оператором компьютерного набора,
секретарем руководителя, вышивальщицей, столяром строительным,
плиточником-облицовщиком – срок обучения 5 месяцев, обувщиком и
мастером народных промыслов – 3,5 месяца, а также портным – 7,5 месяца.
Документы и заявление о принятии в Центр необходимо подать в управление
социальной защиты по месту проживания.
В соответствии с рекомендациями, данными в
индивидуальных программах реабилитации, профессиональным обучением
инвалидов занимается и Государственная служба занятости. Инвалиды,
которые зарегистрированы там как безработные, имеют право на
профессиональную подготовку по рабочим профессиям, повышение
квалификации и переподготовку за счет средств Фонда социальной защиты
инвалидов.
Если проанализировать перечень предлагаемых
специальностей, то мы, практически, не увидим в нём высшего
образования, которое могло бы дать возможность людям с ограниченными
физическими возможностями обрести престижную и, соответственно,
достойно оплачиваемую профессию.
Об инклюзивном образовании для людей с проблемами
опорно-двигательного аппарата говорить вообще не приходится, поскольку
ни школы, ни вузы не оборудованы средствами доступности. О возможности
пользоваться общественным транспортом людям с серьёзными проблемами
опорно-двигательного аппарата мы пока можем вообще не говорить,
поскольку этих возможностей нет. Решением могло бы стать создание
дистанционного образования на базе нескольких ведущих вузов страны, но,
к сожалению, работа в этом направлении в Украине продвигается медленно.
Одесским областным обществом инвалидов было
проведено изучение проблем получения образования инвалидами в Одесской
области за счёт гранта Международного фонда помощи инвалидов (ФПИ).
Анализ полученных результатов показал низкую
информированность инвалидов о праве на бесплатное образование. В
среднем по региону эта цифра не превышает 50 %.
Количество детей-инвалидов, знающих о льготах при внешнем независимом тестировании, в среднем по области не превышает 26%.
Количество детей-инвалидов, желающих сдавать единый экзамен, в среднем, составил 29%.
Количество детей-инвалидов, желающих получить профессиональное образование, не превысило 20%.
Количество инвалидов, получивших отказ в бесплатном образовании, составило около 10% опрошенных.
Эти данные говорят об очень низком уровне
информированности инвалидов, в районах области, о тех льготах, которые
они могут использовать для получения образования и профессии, неумении
отстоять свои права, предоставляемые законодательством. Подтверждением
этого факта является то, что в Одессе отказов инвалидам в бесплатном
образовании практически нет, а процент желающих получить
профессиональное образование заметно выше.
Одним из следствий этого являются низкая мотивация и
неверие в свои силы и возможности. Очевидна необходимость
психолого-социальной реабилитации, информирования о возможностях,
льготах, центрах реабилитации и обучения. Примеры людей с ограниченными
физическими возможностями, которые достигли высоких результатов в
образовании, спорте или предпринимательстве, должны чаще освещаться в
СМИ. Должны проводиться постоянные мониторинги в сфере
образовательно-трудовой реабилитации инвалидов и более подробное
изучение существующих проблем для скорейшего их решения.
Усилия государственных структур, занимающихся
проблемами инвалидов, общественных организаций инвалидов,
благотворительных организаций должны быть более скоординированы для
достижения максимального результата в сфере образования, обучения и
трудоустройства инвалидов.
From-ua.com |